Мой опрос

Опыт работы

На этой страничке, я хочу поделиться опытом о моей проделанной работе.

Каждый год, мы педагоги выбираем для себя тему для самообразования, по которой мы  изучаем и узнаем новое по выбранной теме. 
Я выбрала для себя тему по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и достопримечательностями родного края", занимаясь исследовательской работой с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств и любви к родному городу. Почему я остановилась именно на этой теме? Во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние десятилетия в стране произошли большие перемены. Периоды стабильности сменялись периодами нестабильности, и наоборот. Материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно в такой период возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.





Во-вторых, любой край неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Абакан –  город столица Республики Хакасия, имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Сегодня Абакан – это современный город, где одинаково хорошо развиты все сферы жизни. На его территории действует более 20 предприятий легкой и тяжелой промышленности. Образование представлено множеством ВУЗов, где горожане могут получить самые разные специальности. В Абакане есть два драматических театра, театр кукол и театр малых форм «Читиген». Другими словами, это крупный развивающийся сибирский город с полноценной транспортной и коммунальной инфраструктурой и культурной жизнью. Я стремилась к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
В-третьих, анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о слабой разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений.  Мне захотелось вызвать у моих воспитанников чувство  восхищения своей родиной.
            В своей исследовательской деятельности я опиралась на государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", которая является продолжением государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Также хочется особо отметить Национальную доктрину образования в РФ, труды А. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», «Знакомим дошкольников с родным городом», а также региональную программу нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников «Я и мой поселок» преподавателя дошкольной педагогики и психологии Л. А. Добринец.
         Основной целью действующей государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, предусматривающее ее последующее развитие, в том числе в органах местного самоуправления, учебных и трудовых коллективах и обеспечивающее более широкое вовлечение граждан  страны в процесс их духовного и патриотического становления.
         На сегодняшний день сформированы и действуют федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и творческих союзов по решению проблем патриотического воспитания. 
         Что касается уровня представлений детей дошкольного возраста о патриотизме, то он во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.
Поэтому можно смело говорить о том, что к подготовительной  к школе  группе дети уже имеют определенные знания о родном городе.
Цель работы по ознакомлению детей старшего дошкольного
 возраста с историей и достопримечательностями Тульского края
Основная цель данной работы заключается в формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Абакан, воспитание чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Задачи в области обучения, воспитания и развития детей
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
-  развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине;
- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому города и республики, воспитывать уважение и гордость за родной город;
- познакомить детей с культурным наследием и особенностями Республики Хакасия.
Всю исследовательскую работу я распределила на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа) и разделила на 2 направления: работа с детьми и работа с родителями.
Работа с детьми включает в себя:
1.          Путешествия по родному городу на занятиях.
Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями я предлагаю проводить все занятия в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения, на каждом занятии я использовала различные формы и методы работы: рассказ-беседа, заучивание стихов и песен, дидактические игры, рисование, изготовление поделок для мини-музея.
В конце второго учебного года я предлагаю провести нетрадиционное итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Такая форма занятия позволяет обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что мои воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.
2.          Игры для закрепления знаний и впечатлений.
Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. К сожалению, игр по ознакомлению с городом Абаканом нет, я приобрела открытки, иллюстрации, подобрала фотографии и применила ряд дидактических игр («Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару» и др.) на усвоение материала о родном городе.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе своей работы я столкнулась с тем, что есть родители, особенно молодые, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например символику города, основные особенности нашей Республики  и  прочее. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу следует проводить через детей. Организация совместных творческих домашних заданий, таких как придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты своего микрорайона, сбор материала о родном городе – все это, по моему мнению, объединит родителей и детей, обогатит общение между ними и доставит взаимную радость.

В результате, совместная работа с родителями поможет уточнить и закрепить знания детей о родном городе, а папы и мамы станут моими главными помощниками в организации совместных экскурсий.
 Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, и, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Прогнозирование результатов работы с детьми
Я не предъявляю начальных требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагаю активное участие родителей, детей и воспитателей в ее реализации. Содержание программы реализуется через блок “Ребенок и окружающий мир”
Перед тем как приступить к планированию работы мною были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе.
В начале года в старшей группе из 26 воспитанников с высоким уровнем детей не было, средний уровень выявлен у 17 детей (61%), с низким уровнем знаний было 11 детей (39%).
Исходя из данных анкетирования, я составила тематический перспективный план работы для детей старшей группы, рассчитанный на два учебных года, план мероприятий с родителями, что позволит работать по намеченной теме в системе.








Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия)

Национально-региональный компонент занимает 15% от всего содержания образовательного процесса.
         Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:
- воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, аул, где он родился и живёт;
-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;
- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
- Формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.
         В годовом плане ежегодно планируются мероприятия, проводимые в ДОУ по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.
         Любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В разных видах деятельности: в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в лес (старшие группы, посещений Краеведческого музея, дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы Хакасии, о людях, проживающих в Хакасии, об особенностях жизни людей разных национальностей.
         Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература, помогающая в изучении родного края (хакасские сказки, загадки, хакасские легенды, сборники стихов о родном крае, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни хакасского народа, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, сборники музыкальных произведений на хакасских народных инструментах.
         В работе с детьми по формированию познавательных интересов используются занятия на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми существами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений в разных возрастных группах.   В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся с особенностями географического расположения нашей республики, климата, с историей рождения г. Абакана, с символикой родной республики. Дети знают, что Хакасия - частица нашей Родины-России, Абакан - столица Хакасии. Воспитанники ДОУ во время прогулок по городу знакомятся с достопримечательностями и улицами родного города, имеют возможность наблюдать за событиями и явлениями, происходящими в окружающей действительности. В ходе познавательной деятельности получают представления о культуре, традициях и обычаях хакасского народа.
         Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников формируют представления о природной зоне – лесостепь, степь и тайга, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения к природе.
         Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях (хакасские п/и).

ИГРА «МЕЛЕЙ – ТАСТАЗАХ»
(подкидывать рукавицу)
Цель игры: развитие ловкости, пространственной ориентировки.
Ход игры: в центр круга сначала заходит водящий «хозяйка» или «хозяин» и показывает вышитую рукавицу, затем она или он быстро бросает рукавицу сидящим. Надо ее поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен ее поймать. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

ПРЯТКИ (ЗАСТУКАЛКА)
Цель игры: Развитие ловкости, пространственной ориентировки, координации движений, мышления.
Ход игры: Играет неограниченное число детей. Сначала договаривались, дальше каких мест нельзя прятаться. Затем одной из считалок выбирали водящего:
Тень-тень, потетень, выше городу плетень, на плетне звезда., калачи пекла. Чашки, орешки, медок, сахарок, выйди вон, королек.
Водящий становится лицом к стене или в какой-либо угол и закрывает лицо руками. Играющие прячутся, а через некоторое время водящий говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» и идет на поиски. Если водящий обнаруживал игрока, то бежал к тому месту, где стоял ранее и «застукивал» найденного (стучал по этому месту). Если найденный не успевал опередить водящего в застукиванни, то к нему переходила очередь водить.
         Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы, особенности хакасского быта, одежды, орнамента. После встреч с живой природой у детей развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество. На занятиях после ознакомления с хакасским орнаментом воспитанники создают яркие, красочные эскизы предметов быта с использованием национальных узоров.
         На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры хакасского народа, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности, наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с элементами хакасских национальных игр с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.
         Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей к истории родного края, используются художественные произведения хакасских поэтов, сказки, хакасские легенды, экологические рассказы, аудиозаписи «Голоса птиц»«Звуки окружающего мира»«Звуки природы» и др.
         Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, луга и реки. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в труде в природе и т. д.
Программа для каждой возрастной группы разделена на блоки.





Комментариев нет:

Отправить комментарий